Учебники

Уважаемые читатели нашего блога!

На этой странице мы будем информировать о комплектовании нашей библиотеки учебниками, а также размещать информацию о них.

ФЗ "Об образовании" о пользовании учебниками и учебными пособиями

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Подробнее

Новый Федеральный перечень учебников

Приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» утверждён новый Федеральный перечень учебников.
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 с последующими изменениями признан утратившим силу.
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники», — сказано в Приказе Министерства.
С момента опубликования приказа ФПУ считается действующим и будет использован всеми регионами для формирования обновления и комплектования школьных библиотек при подготовке к новому учебному году.


Федеральный перечень учебников, имеет три раздела:
1.Учебники, рекомендованные для реализации обязательной части образовательной программы, состоящий из 910 учебников;
2.Учебники, рекомендованные для реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, учебники для предметов по выбору, специальные учебники для реализации адаптированных программ;
3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ.
Ранее в перечень входило более 1000 наименований учебников, однако после проведения дополнительной экспертизы базовой части перечня было принято решение исключить из него учебники, чье качество и содержание было признано экспертами неудовлетворительным. Из перечня исключили учебники с фактическими ошибками и устаревшими данными.
Итоговый перечень вариативен в выборе линеек и позволяет представителям школ подобрать оптимальные учебники для своих учеников.
Приказ опубликован на портале Минпросвещения РФ 29 декабря 2018 года
Скачать приказ с приложением можно пройдя по ссылке
http://fpu.edu.ru/…/co…/155/prikaz-345-ot-28.12.2018-fpu.pdf
.

К курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой.

Цель курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:
  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Школьники РФ будут учить русский, литературу и историю по единым учебникам.

Москва, 9 октября. Депутаты от «Единой России» внесли на рассмотрение Госдумы поправки в закон «Об образовании в РФ», которые предполагают введение единого стандарта для учебников по истории, русскому языку и литературе.
Как сообщила один из авторов законопроекта Ирина Яровая, закрепление государственных образовательных стандартов по сути является новым требованием по подготовке общей линейки учебников по этим предметам.

«У детей — граждан РФ может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник русской литературы. У нас одна страна, у нас один язык, у нас одна культура, у нас общие традиции и должна быть обеспечена преемственность поколений», — цитирует Яровую «Интерфакс».
На сегодняшний день в федеральный перечень учебников входит почти три тысячи наименований. Для сравнения, в 2011-2012 годах рекомендованных учебников было всего 1872. Как отмечают депутаты, такая вариативность противоречит Конституции страны и не обеспечивает проведение единой государственной образовательной политики.
Утверждение общих линеек базовых учебников по истории, русскому и литературе будет осуществляться по результатам открытого конкурсного отбора комиссии. В ее состав войдут представители Минобрнауки, уполномоченных органов госвласти субъектов РФ, российские ученые, специалисты и эксперты.
Напомним, в феврале 2013 года своим указом президент России Владимир Путин заявил, что нужно разработать единые учебники истории России для средней школы. Учебники должны быть написаны хорошим русским языком и лишены внутренних противоречий и двойных толкований. Впоследствии был выработан и прошел общественное обсуждение единый историко-культурный стандарт, утвержденный Российским историческим обществом.
Источник: riafan.ru, сообщает http://www.riasv.ru

Письмо Минобрнауки РФ от 08 декабря 2011 года № МД-1634/03 "Об использовании учебников в образовательном процессе"

Принято Министерством образования и науки Российской Федерации
Федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, утверждаются Минобрнауки России на основе экспертизы содержания учебников в экспертных организациях: Российской академии наук и Российской академии образования. Порядок проведения экспертизы утвержден соответствующим приказом Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. N 428. Учебники включаются в федеральные перечни на основе экспертизы учебников, проведенной в период действия государственного образовательного стандарта, на соответствие с которым прошли экспертизу(до 10 лет)(пункт 9 приказа Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 5). Это дает возможность школам не закупать учебники по одним и тем же предметам ежегодно, за исключением физического износа, который устанавливается по факту в каждом конкретном случае.
К новому учебному году федеральные перечни дополняются учебниками, прошедшими экспертизу в текущем календарном году.
Процедуры исключения учебника из федеральных перечней учебников действующими нормативными документами не предусмотрено.
Определение списка учебников образовательным учреждением в соответствии с федеральными перечнями учебников, учебным планом образовательного учреждения на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования.
Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников осуществляется в соответствии со списком учебников, определенным образовательным учреждением (статья 55 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Количество учебников в перечнях по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (систему учебников, линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой данной школой.
Заместитель министра М.В.ДУЛИНОВ

Требования к электронной форме учебников обсудили в Минобрнайки России


Последние новости о Федеральном перечне и программе 2100.




"В то же время совет координаторов образовательной системы напоминает школам о том, что учебные заведения «могут самостоятельно выбирать и покупать, в том числе за бюджетные деньги, книги в качестве учебных пособий (Закон «Об образовании в РФ», ст. 18, п.1,2,4, ст. 35, п.1)». В свою очередь, разработчики продолжают трудиться и обещают педагогам в ближайшее время предложить «новые формы учебных материалов (в том числе в электронном виде), позволяющие использовать наши принципы, приемы, технологии работы в сочетании с любыми учебными текстами».
Работаем!

Минобрнауки подготовило новый федеральный перечень учебников

Министерство образования и науки РФ подготовило приказ об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования на 2014/15 учебный год. Согласно приказу (есть в распоряжении «Известий»), на данный момент в перечень вошло менее 1,5 тыс. учебников, однако список еще не до конца сформирован. Ранее перечень рекомендованных учебных пособий насчитывал свыше 3 тыс. изданий, однако после проведения нескольких проверок в ведомстве решили сократить список почти в два раза. Помимо этого, образовательные учреждения теперь смогут выбирать учебники только в рамках утвержденного списка — ранее такого ограничения не было. 
— Порядок формирования федеральных перечней учебников был изменен в сентябре 2013 года. В первую очередь это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Законом закреплено, что общеобразовательные учреждения имеют право использовать в образовательном процессе только те учебники, которые входят в федеральный перечень учебников. Раньше он формировался по результатам двух экспертиз — научной и педагогической. При этом существовала только функция включения в перечень и не было предусмотрено возможности исключения, — пояснили в пресс-службе Минобрнауки.
В ведомстве также отметили, что перечень учебников будет формироваться раз в три года, а ежегодный пересмотр перечня, как это было раньше, видится неэффективным. Еще одно новшество — процедура исключения учебника из перечня при выявлении его несоответствия требуемым нормам. Школы не сразу будут обновлять учебники. В Минобрнауки отвели переходный период на замену учебников, которые были приобретены образовательными учреждениями, они будут использоваться, пока не истечет срок износа (в среднем он составляет 5 лет).
Согласно новому списку, для начальной школы (1–4-й классы) составлен список учебников по русскому языку (61 учебник, включая буквари), литературному чтению (36 учебников), иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и финский; 49 учебников), математике (44 учебника), обществознанию и естествознанию (36 учебников), основам религиозных культур и светской этики (15 учебников), изобразительному искусству (36 учебников), музыке (37 учебников), технологии (43 учебника) и физической культуре (24 учебника).
В основной школе (5–8-й классы) список учебников более обширный: по русскому языку (34 учебника), литературе (35 учебников), иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и итальянский; 101 учебник), истории России (20 учебников), всеобщей истории (26 учебников), обществознанию (20 учебников), географии (31 учебник), математике (31 учебник), алгебре (33 учебника), геометрии (16 учебников), информатике (13 учебников), физике (24 учебника), биологии (60 учебников), химии (17 учебников), изобразительному искусству (19 учебников), музыке (14 учебников), труду и ведению дома (28 учебников), физкультуре (11 учебников) и ОБЖ (17 учебников).
В «списке литературы» для среднего общего образования (9–11-й классы) сразу же бросается в глаза разделение учебников на две подкатегории — базовый и углубленный. Это вписывается в концепцию Минобрнауки, согласно которой уже в 2015 году Единый государственный экзамен будет разделен на два уровня: базовый и профильный. Так, при поступлении в технический вуз абитуриенту придется сдавать профильную математику и базовый русский язык. А при поступлении в гуманитарные высшие учебные заведения будущему студенту придется сдать профильный русский язык и базовый уровень математики. 
Сейчас задание ЕГЭ состоит из трех блоков: А (тесты с вариантами готовых ответов), B (требуется ответ из одного или нескольких слов, букв или чисел), C (требуется развернутый ответ). По задумке ведомства, в базовый вариант войдут задания блока B, в профильный — А и C.
Учебники были разделены следующим образом: русский язык и литература (20 базовых и 3 «углубленных» учебника), иностранные языки (17 базовых и 9 «углубленных» учебников), всеобщая история и история России (15 базовых и 9 «углубленных» учебников), география (6 базовых и 4 «углубленных» учебника), экономика (7 базовых и 1 «углубленный» учебник), алгебра и начало математического анализа и геометрия (52 базовых и 10 «углубленных» учебников), информатика (4 базовых и 8 «углубленных» учебников), физика (16 базовых и 9 «углубленных» учебников), химия (8 базовых и 8 «углубленных» учебников) и биология (14 базовых и 5 «углубленных» учебников).
Предметами, которые остались на «базовом уровне», стали: естествознание (6 учебников), физическая культура (4 учебника), экология (4 учебника), ОБЖ (9 учебников), обществознание (6 учебников), право (2 учебника) и Россия в мире (2 учебника).
Также составлен отдельный список учебников для коррекционных образовательных учреждений (всего 173 учебника) и перечень учебников с учетом региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ. 
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина не одобряет сокращение перечня учебников и усматривает в этом коррупционную составляющую.
— Мне совершенно не нравится такая тенденция. Если новым законом об образовании мы дали школам возможность формирования вариативных программ обучения, то стандартизируя и уменьшая количество учебников, мы отчасти забираем это право. Ведь если учебники прошли полную экспертизу нескольких структур и есть груз ответственности, то почему их не должно быть много? — негодует Абанкина. 
Эксперт также отметила, что сокращение числа учебников также указывает на желание определенных компаний монополизировать рынок учебных пособий, чтобы заработать «огромное количество денег на поставках больших тиражей».
Сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов также опасается, что новшество введено не в интересах улучшения обучения детей, а в интересах определенных игроков рынка.
— Существует риск монополизации, когда одна или несколько компаний захватят все поле. Это плохо как с точки зрения качества, так и с точки зрения подачи материала. Когда есть конкуренция, есть и борьба за качество. Компании бьются за то, чтобы именно их продукцию закупали школы, — говорит Демидов. — Поэтому при составлении перечня лоббирование, скорее всего, было или как минимум могло быть, потому что это слишком большой кусок. Нужно совершенствовать экспертизу и проверки учебников, а не сводить линейку пособий до одного или двух названий.

Проект ФП 2014-2015, скачать


В декабре 2012 Госдума и Совет Федерации приняли новый закон «Об образовании», который  подписал президент РФ Владимир Путин. Документ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
На основании ч.1 ст.35 ФЗ-273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации"  обучающимся, освающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального  бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределеах федеральных государственных  образовательных стандартов, образовательных стандартов,  организациями, осуществляющими образовательную деятельность,бесплатно предоставляются в пользование на время  получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.


Перечень учебников и учебных пособий на 2016-2017 учебный

Начальная школа




Программа "Школа XXI"
1-4 классы


Программа "Школа России"

1-4 классы

 Основная школа

Комментариев нет:

Отправить комментарий