Шекспир родился в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит (сын умер в десятилетнем возрасте, дочери не оставили наследников, так что род Шекспира прервался в 17 в.). В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёр труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь.
Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля.
Около 1612 г. Шекспир вернулся в Стратфорд, где похоронен под алтарём храма Св. Троицы. По сей день остаётся открытым вопрос об авторстве шекспировских пьес, которые с середины 19 в. многие исследователи, в т. ч. отечественные, приписывают другим лицам: философу Ф. Бэкону, графу Ретленду, драматургам Б. Джонсону, К. Марло. Среди ранних произведений Шекспира – поэмы о трагической любви «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594), написанные в духе поэзии Возрождения; они принесли автору популярность, однако мировое признание Шекспир обрёл как драматург. Так называемый «шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие Шекспиру пьесы) включает 37 драм. В ранних пьесах преобладает светлое, жизнеутверждающее начало: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы» (обе – 1598), «Двенадцатая ночь» (1600). Гуманистический призыв к взаимной терпимости, надежда на разум и победу над губительными предрассудками звучат в трагедии «Ромео и Джульетта» (1595) о сломанных жизнях юных возлюбленных, ставших жертвами давней родовой вражды своих семей. С годами в творчестве Шекспира, опирающегося на огромный материал истории и культуры разных стран, усиливается осознание сложности и противоречивости бытия. В исторических хрониках «Ричард III» (1593), «Генрих IV» (2 ч., 1597—98), в трагедиях «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), в «римских» трагедиях «Юлий Цезарь» (1599), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607) поэт оценил нравственные, общественные и политические конфликты как вечные законы, по которым высшие человеческие ценности – доброта, самоотверженность, честь, справедливость – неизбежно терпят поражение. Самая сложная и «загадочная» пьеса Шекспира – трагедия «Гамлет». Характер главного героя породил множество разных интерпретаций, каждое поколение открывает в нём что-то своё, каждый исследователь пытается объяснить его по-новому. Слабость воли и несоответствие героя той задаче, которая возложена на него, увидел в Гамлете И. В. Гёте. В. Г. Белинский подчеркнул в нём разлад между мечтами и представлениями о жизни и самой жизнью. И. С. Тургенев считал его эгоистом и скептиком. Однако нельзя не восхищаться его жаждой справедливости, готовностью к самопожертвованию во имя правды, мужеству и остроте ума. А. С. Пушкин так писал об особенности шекспировских характеров вообще: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные характеры». В «Гамлете» Шекспир писал, что задача искусства – «держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели её же черты, спеси – её же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток». Ощущение мирового хаоса, о котором говорится в «Гамлете», не покидает Шекспира, настроение тревоги и беспокойства, вызванные переломом в жизни общества на рубеже 16–17 вв., отразились в его позднем творчестве. Поиски примиряющего исхода драматических ситуаций привели к созданию поздних романтических драм «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612), в которых драматург стремится преодолеть разлад и вернуть миру утраченную гармонию. В последних пьесах Шекспир простился с театральным зрителем, подобно герою «Бури» – волшебнику Просперо, либо разуверившись в магии искусства, либо просто исчерпав её возможности.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы. Вклад Шекспира в мировую художественную литературу состоял и в его «Сонетах» (1592–1600), 154 лирико-философских стихотворениях, повествующих о любви автора к некоей «смуглой даме», коварной и своевольной, и о его дружбе с неким молодым человеком («белокурым другом»), который стал ему соперником и ради которого он расстаётся со своей возлюбленной. Раскрыть тайну лирической героини «Сонетов» старались многие исследователи творчества Шекспира, но до сих пор никто точно не может сказать, кто она: «Сонеты», содержащие автобиографические мотивы, – не лирический дневник поэта, а прежде всего художественное произведение. Поэтическое мастерство, драматизм, накал страстей, вмещённый в малую стихотворную форму, напряжённый психологизм ставят «Сонеты» в один ряд с драматическими шедеврами Шекспира. Одним из лучших переводчиков сонетов на русский язык был С. Я. Маршак. В России Шекспир впервые был упомянут среди прославленных поэтов в 1748 г. А. П. Сумароковым. Шекспир прочно вошёл в отечественную культуру с первой пол. 19 в. Споры о Шекспире на рубеже 19–20 вв., и в частности негативное отношение к его творчеству Л. Н. Толстого, не ослабили воздействия английского драматурга на духовную жизнь россиян. Шекспир стал неотъемлемой частью русской культуры во многом благодаря великолепным переводам. На русский язык его переводили А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, А. И. Кронеберг, В. Я. Брюсов, Н. А. Холодковский, Т. Л. Щепкина-Куперник, М. Л. Лозинский, Б. Л. Пастернак.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЦИТАТЫ У. ШЕКСПИРА.
Цитаты из пьесы «Антоний и Клеопатра»
• Бедна любовь, если её можно измерить. (Антоний)
• Доброе желание извиняет и плохое исполнение. (Клеопатра) Цитаты из пьесы «Буря»
• И величайшие клятвы — солома, когда горит огонь в крови. (Просперо)
Цитаты из пьесы «Венера и Адонис»
• Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить её.
Цитаты из пьесы «Венецианский купец»
• В смирение и кротость перейдет… (Лоренцо)
• Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья. (Порция)
• Мы молимся о милосердии, и эта молитва должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам. (Порция)
• Ни один порок не настолько прост, чтобы не принимать с внешней стороны вид добродетели. (Бассанио)
• О, чтоб тебя! Убыток за убытком! (Шейлок)
• У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед. (Грациано) Цитаты из пьесы «Виндзорские проказницы»
• Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею. (Форд)
Цитаты из пьесы «Гамлет»
• А многословие — бренные прикрасы. (Полоний)
• Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Полоний)
• Будь со всеми обходителен, но никак не запанибрата. (Полоний)
• Будьте во всем ровны; ибо в самом потоке, в буре и, я бы сказал, в смерче страсти вы должны усвоить и соблюдать меру, которая придавала бы ей мягкость. (Гамлет)
• Быть или не быть — вот в чем вопрос. (Гамлет)
• В уме нечутком не место шуткам. (Гамлет)
• Ведь знать хорошо человека — знать самого себя. (Гамлет)
• Век вывихнут. (Гамлет)
• Великие в желаниях не властны.
• Да, род один, но разная порода. (Гамлет)
• Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам
• И сама добродетель не избегает царапин клеветы. (Лаэрт)
• Как часто нас спасала слепота, где дальновидность только подводила.
• Молодости свойственно грешить поспешностью. (Полоний)
• Мы знаем, что мы такое, но не знаем, чем можем быть. (Офелия)
• Не давай языка необдуманным мыслям и никакой необдуманной мысли не приводи в исполнение. (Полоний)
• О женщины, вам имя — вероломство! (Гамлет)
• О, бедный Йорик! Я знал его, Горацио! (Гамлет)
• О, что за гордый ум сражён! (Офелия)
• Опасней и вредней укрыть любовь, чем объявить о ней. (Полоний)
• Подгнило что-то в Датском королевстве. (Марцелл)
• При южном ветре я еще отличу сокола от цапли. (Гамлет)
• Природа всегда возьмёт своё. (Лаэрт)
• Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше. (Гамлет)
Цитаты из пьесы «Генрих IV, часть I»
• Благоразумие — лучшая черта храбрости. (Фальстаф)
Цитаты из пьесы «Генрих IV, часть II»
• Желание — отец мысли. (Король Генрих)
• Здоровье дороже золота. (Куикли)
Цитаты из пьесы «Генрих V»
• Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; гордая спина согнется; черная борода поседеет; кудрявая голова облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; глубокий взор потускнеет; но доброе сердце подобно солнцу и луне; и даже скорее солнцу, чем луне; ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем. (Король Генрих)
Цитаты из пьесы «Генрих VI, часть I»
• Из всех низких чувств страх — самое низкое. (Жанна д’Арк) Цитаты из пьесы «Генрих VI, часть II»
• Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь. (Король Генрих VI)
Цитаты из пьесы «Генрих VI, часть III»
• Подозрение всегда живет в душе преступной: каждый куст кажется вору сыщиком. (Глостер)
Цитаты из пьесы «Генрих VIII»
• Истина любит действовать открыто. (Королева Екатерина) Цитаты из пьесы «Два веронца»
• Время — мать и кормилица всего хорошего. (Протей)
• Надежда — посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния. (Протей)
• У любви совсем нет глаз. (Турио)
Цитаты из пьесы «Зимняя сказка»
• Еретик — не тот, кто горит на костре, а тот, кто зажигает костёр. (Паулина)
Цитаты из пьесы «Как вам это понравится»
• Весь мир — театр, в нём женщины, мужчины — все актеры. (Жак)
• Время идет для разных лиц различно. (Розалинда)
• Даже клятвы любящих стоят не дороже клятвы трактирщиков. Обе скрепляют фальшивые счета. (Селия)
• Дурак думает, что он умен; умный же знает, что глуп он. (Оселок)
• Мужчины смахивают на апрель, когда ухаживают, и на декабрь, когда уже женаты. (Розалинда)
• Никогда не найдёшь женщины без готового ответа, разве что она окажется без языка. (Розалинда)
Цитаты из пьесы «Конец — делу венец»
• Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Графиня)
• Общая участь всех хвастунов: рано ли, поздно ли, а все таки непременно попадешь впросак. (Пароль)
• Чем горше прошлое, тем сладостнее настоящее. (Король)
• Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства. (Марианна)
Цитаты из пьесы «Кориолан»
• Хочешь достигнуть цели своего стремления — спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (Сициний)
Цитаты из пьесы «Король Лир»
• Время обнаруживает, что прячут складки коварства. (Корделия)
• Гремит лишь то, что пусто изнутри. (Кент)
• Не хватайся за колесо, когда оно вниз катится: шею сломишь понапрасну. Вот если оно вверх идет, держись за него: сам наверху будешь. (Шут)
• Неприкрашенный человек — и есть именно это бедное, голое двуногое животное, и больше ничего. (Король Лир)
• Оденьте преступление в золото — и крепкое копьё правосудия переломится, не поранив; оденьте в рубище — его пронзит и соломинка пигмея. (Король Лир)
Цитаты из пьесы «Макбет»
• А вот похоть оно (вино) и вызывает и отшибает, вызывает желание, но препятствует удовлетворению. Поэтому добрая выпивка, можно сказать, только и делает, что с распутством душой кривит: возбудит и обессилит, разожжет и погасит, раздразнит и обманет, поднимет, а стоять не даст. (Привратник) • Лживое лицо скроет все, что задумало коварное сердце. (Макбет)
• Мы дни за днями шепчем: «Завтра, завтра» Так тихими шагами жизнь ползет К последней недописанной странице. (Макбет)
• Новые почести походят на новые платья: их надо поносить для того, чтоб они хорошо сидели. (Макбет)
• Я жить устал, я жизнью этой сыт и зол на то, что свет еще стоит. (Макбет)
Цитаты из пьесы «Мера за меру»
• Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха. (Герцог) • Нас зажигает небо, как мы — факел, — светить другим; ведь если добродетель не излучать, то это все равно, что не иметь ее. (Герцог)
• Наши сомнения — это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы возможно могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать. (Люцио)
Цитаты из пьесы «Много шума из ничего»
• Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные. (Бенедикт)
• Слова — ветер, а бранные слова — сквозняк, который вреден. (Беатриче)
Цитаты из пьесы «Отелло»
• В страданиях единственный исход — По мере сил не замечать невзгод. (Дож)
• Молилась ли ты на ночь, Дездемона? (Отелло)
• Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник. (Яго)
• Ревнивцы не нуждаются в поводе: они часто ревнуют совсем не по поводу, а потому, что ревнивы. (Эмилия)
• Ревность — чудовище, само себя и зачинающее, и рождающее. (Эмилия)
• Слова — всегда слова. (Брабанцио)
Цитаты из пьесы «Перикл»
• Рыбы в море поступают как люди на земле: большие поедают малых. (1-й рыбак) sh
Цитаты из пьесы «Ричард III»
• Ни в чем я не нахожу такого счастья, как в душе, хранящей память о моих добрых друзьях. (Болингброк)
Цитаты из пьесы «Ромео и Джульетта»
• Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение. (Капулетти)
• Говорят, Юпитер пренебрегает клятвами любви. (Джульетта)
• Земля, природы мать, — её же и могила: Что породила, то и схоронила. (Брат Лоренцо)
• Каменные ограды остановить любовь не могут. (Ромео)
• Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте (Эскал)
• Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет. (Джульетта) • Философия — сладкое молоко в несчастьи. (Брат Лоренцо)
• Чума на оба ваших дома. (Меркуцио)
Цитаты из пьесы «Сон в летнюю ночь»
• Любовь смотрит не глазами, а сердцем; поэтому слепым и изображают крылатого Купидона. (Елена)
• Чем меньше слов, тем больше будет чувства. (Тезей)
Цитаты из пьесы «Сонеты»
• Не знает юность совести упрёков.
• Торжествовать над смертью покорённой.
Цитаты из пьесы «Тимон Афинский»
• Кто любит, чтобы ему льстили, — стоит льстеца. (Апемант) Цитаты из пьесы «Троил и Крессида»
• Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут и не исполняют даже возможного. (Крессида)
Цитаты из пьесы «Цимбелин»
• Есть у природы и мука, и мякина, и гнусное, и прелестное. (Беларий)
Цитаты из пьесы «Юлий Цезарь»
• Где слабеет дружба, там усиливается церемонная вежливость. (Брут)
• И ты, Брут? (Юлий Цезарь)
• Когда дружба начинает слабеть и охлаждаться — она всегда прибегает к усиленной вежливости. (Брут)
• Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. (Брут)
• Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. (Кассий)
Комментариев нет:
Отправить комментарий