Родился 1 (13) октября 1880 года в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне "процентной нормы", обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В 1902-1904 годах служил в Новоселицкой таможне, с 1905 года - чиновник в Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии А. И. Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность заняться самообразованием.
В 1906-1907 годах прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой войне был санитаром. В марте 1917 года Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о "Литве" и цикл "Русская Помпея", впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 году - в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 года - в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из римской тетради" и "Римские офорты"). С 1924 года жил в Париже, сотрудничал в газетах "Последние новости", парижском "Сатириконе" и других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.
Саша Чёрный начал печататься в Житомире в 1904 году. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов "Зритель", "Молот", "Маски", "Сатирикон" и др. Дерзкая политическая сатира Черного "Чепуха" (1905; "Трепов - мягче сатаны") принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник "Сатиры" (1910) с ироническим посвящением "всем нищим духом", представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, "Сатиры и лирика", проявилось тяготение Черного к "чистой" лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.
Уйдя весной 1911 года из "Сатирикона", где он был одним из поэтических лидеров с 1908 года, Саша Черный печатается в газетах "Киевская мысль", "Русская молва", в журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце России", "Современник" и др. Выступает как детский писатель (книги "Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного "Жажда" (1923), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо" (1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность (стихотворение "На могилах", 1912, после посещения Веймара: "Гете и Шиллер на мыле и пряжках, / На бутылочных пробках, / На сигарных коробках / И на подтяжках... / Мещане торгуют титанами..."), повлиявшие на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.
Среди других его произведений - поэма "Ной" (1914), печально предрекающая современному поколению новый "всемирный потоп"; стихотворный цикл "Война" (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса Микки", 1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница", 1933 и др.) и пьеса "Возвращение Робинзона" (1922) для детей; произаический сборник "Несерьезные рассказы" (1928), с "легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью" (А. И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть "Чудесное лето" (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни.
Особое место в творчестве Саши Черного занимают "Солдатские сказки" (опубл. в 1933 году), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович.
Саша Черный умер в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 года.
Энциклопедия "Кругосвет"
В 1906-1907 годах прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой войне был санитаром. В марте 1917 года Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о "Литве" и цикл "Русская Помпея", впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 году - в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 года - в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из римской тетради" и "Римские офорты"). С 1924 года жил в Париже, сотрудничал в газетах "Последние новости", парижском "Сатириконе" и других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.
Саша Чёрный начал печататься в Житомире в 1904 году. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов "Зритель", "Молот", "Маски", "Сатирикон" и др. Дерзкая политическая сатира Черного "Чепуха" (1905; "Трепов - мягче сатаны") принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник "Сатиры" (1910) с ироническим посвящением "всем нищим духом", представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, "Сатиры и лирика", проявилось тяготение Черного к "чистой" лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.
Уйдя весной 1911 года из "Сатирикона", где он был одним из поэтических лидеров с 1908 года, Саша Черный печатается в газетах "Киевская мысль", "Русская молва", в журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце России", "Современник" и др. Выступает как детский писатель (книги "Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного "Жажда" (1923), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо" (1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность (стихотворение "На могилах", 1912, после посещения Веймара: "Гете и Шиллер на мыле и пряжках, / На бутылочных пробках, / На сигарных коробках / И на подтяжках... / Мещане торгуют титанами..."), повлиявшие на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.
Среди других его произведений - поэма "Ной" (1914), печально предрекающая современному поколению новый "всемирный потоп"; стихотворный цикл "Война" (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса Микки", 1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница", 1933 и др.) и пьеса "Возвращение Робинзона" (1922) для детей; произаический сборник "Несерьезные рассказы" (1928), с "легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью" (А. И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть "Чудесное лето" (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни.
Особое место в творчестве Саши Черного занимают "Солдатские сказки" (опубл. в 1933 году), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович.
Саша Черный умер в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 года.
Энциклопедия "Кругосвет"
ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Родился 1 (13) октября 1880 в Одессе в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета - «Черный». Отсюда и псевдоним.
Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию.
Мечта свершилась… Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата.
Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его «за двойку по алгебре» исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи.
Дальнейший поворот событий трудно, пожалуй, назвать другим словом, как чудо. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах «Сына отечества» - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К. Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.
Константин Константинович Роше принадлежал к обрусевшему французскому роду. Дед его, профессор Военно-инженерной Академии, известен как изобретатель цемента, на котором, между прочим, построены форты Кронштадта. Отец - преподаватель Военно-инженерного училища. А сам К. К. Роше пошел по чиновной линии и может быть отнесен к служащей аристократии. В Житомире он занимал достаточно высокий пост - председателя Крестьянского Присутствия. Этого сановника отличало живейшее участие во всевозможных филантропических мероприятиях. Одной из таких акций было участие, которое он принял в судьбе многострадального юноши, брошенного семьей.
Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором. Да, по правде сказать, и поздно было учиться - подоспело время призыва на воинскую службу. Отслужив два года в качестве вольноопределяющегося, Саша Черный оказывается в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией, где поступает на службу в местную таможню. По возвращении в Житомир Гликберг начинает сотрудничать в газете «Волынский вестник», открывшейся 1 июня 1904 года. Однако вести здесь фельетон ему довелось недолго: всего через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он решает перебраться в Петербург.
Поначалу новоиспеченному петербуржцу пришлось заняться канцелярской работой - на Службе сборов Варшавской железной дороги. И хотя на первых порах его приютили родственники Роше, неуютно и одиноко чувствовал себя провинциал в северной столице. Его непосредственной начальницей на службе была М. И. Васильева, которая проявила к нему участие. Вскоре они связали свои судьбы узами брака. Союз оказался прочным, несмотря на разницу в возрасте (Мария Ивановна была старше на несколько лет), в положении и образовании. Его супруга была ученицей видного профессора философии А.И. Введенского и родственницей известных купцов Елисеевых.
Свадебное путешествие летом 1905 года молодожены провели в Италии. По возвращении Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу, дабы целиком отдаться литературной деятельности и образованию. В 1906-1907 он прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете.
Первое же опубликованное под этим, никому не ведомым литературным именем в журнале «Зритель» стихотворение «Чепуха» было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось в списках по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем в сатирических журналах. После отмены предварительной цензуры объявилась их уйма, как грибов после дождя. Язвительные и гневные инвективы Саши Черного в адрес тех, кто олицетворял слегка пошатнувшийся, но еще прочный государственный режим, появляются одна за другой.
В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Саши Черного Чепуха (1905; «Трепов — мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта «Разные мотивы» (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник «Сатиры» (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного
Комментариев нет:
Отправить комментарий